отседова
http://community.livejournal.com/ru_books/1815242.html
Древний пророк Михей грозил: И снидут с гор медведи, косматые со скал спустятся; и овладеют городом великим, и правда их воцарится окрест (Мих. 11:3). Медведи пришли. Они искали пищи и правды. С трудом преодолев брезгливость, сжились с людьми. Медвежья уклюжесть против человечьей ухищрённости вот вам и эпопея поединка культур. Книжка с простой историей внутри, покрытая косолапыми стихами и наивными авторскими иллюстрациями (кажется, семилетний ребёнок взялся бы сделать такие), читается как эпос. Дети, слыхавшие о похождениях Геракла и Одиссея, не моргнув глазом, принимают и медвежьего короля Леонция в круг своих мифологических любимцев.
Буццати умел легко рассказать о предметах тяжеловатых. Сказки у него повсюду. И чем серьёзнее вопрос он желал потрогать, тем сказочнее писал. Простыми тонкими линиями также как рисовал своих остроморденьких медведей. Будто переходил ежеминутно от фигурок на мольберте к характерам на письменном столе и обратно.
Его сравнивают с Кафкой. Похож. Однако, во-первых, синьор Дино прочёл герра Франца уже после написания своей Татарской пустыни (а в ней, как кажется, семена всех его последующих рассказов), то есть он вполне независимый, параллельный кафка, который если что и заимствовал, то только из самой кафкианской действительности. Второе отличие это грустный оптимизм Буццати. В Замок Замка невозможно пробраться, а из Крепости Пустыни нельзя выбраться. То есть, можно, отказавшись от своего жизненного предназначения и похоронив всё, ради чего жил ждал годы и годы. Невозможно, но вы бираешься Кафка томился в удушающем предощущении катастроф, а Буццати свидетельствовал их и сохранился жив, поэтому он добродушнее.
Длинна дорога медведей Ещё длиннее, чем они боятся. В текстах Буццати никуда не деться от долгих времён и дальних расстояний, на конце которых неразлучная чета таинства и разочарования. А весь бескрайний путь до этого конца надежда во всех её оттенках. Главные герои куда-то далеко странствуют, переваливают горные пики и десятилетия, падают с неимоверной (в том числе и нравственной) высоты, или обыденно по предписанию врача перемещаются с верхних этажей больницы (где самые выздоравливающие) всё ниже и ниже, как будто по недоразумению к самой смерти. Целая жизнь в недоразумении это у Буццати и печально, и, почему-то, не очень страшно. В одном из рассказов проговорился: ..По-видимому, ожидание, не отягченное страхом и сомнением, и является единственной формой счастья, доступной человеку. Ожидание а не само исполнение!
Вс як человек есть ложь, аксиома. Человек человека уже не усовестит. Только страшилищная луна, или зверь вдруг добрый и невесть откуда взявшийся вот, что упрёк человеку. Собака видела бога, знала его запах. А уж горные медведики и подавно сами боги. Наперекор року большинства буццатиных персонажей, они и достигли цели своего многотрудного (считай крестового!) похода, и живые вернулись домой. Может быть потому их история заканчивается хорошо, что она о целом медвежьем народе, а не как обычно в человечьих сказках о геройском возвышенном индивиде. Герою-то, как раз, суждено умереть.
Из френдленты
Graham Coxon дискография
среда, 4 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий